Цитата дня

...Ангелы принимают деятельное участие в судьбе че­ловека, если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные Ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла (преп. Варсонофий)

oshibki.jpg

Священномученик Владимир Гезгальский

Память 12 февраля н.с./30 января с.с.

Священномученик Владимир (Хрищенович) родился в 1876 году в деревне Гезгалы Лидского уезда Виленской губернии в семье крестьянина. В 1911 году окончил Слуцкое духовное училище и поступил служить псаломщиком в церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Горки Бобруйского уезда Минской губернии. В молодые годы Владимир сподобился особого внимания святого Иоанна Кронштадтского, приняв Причастие из рук известного пастыря.

В 1930 году епископ Слуцкий Николай (Шеметилло) рукоположил Владимира Ивановича во священника. Живя в Горках, отец Владимир часто посещал соседний приход в селе Языль, где не было в то время священника, и служил здесь в храме Преображения Господня.

В 1932 году отец Владимир произнес в Преображенской церкви проповедь, которая послужила поводом к его аресту. Обращаясь к прихожанам, батюшка сказал: «Братья! Господь сотворил человека, и в Его воле сделать с ним, что захочет; нужно слушать Бога и веровать в Него, ходить в церковь и молиться Богу; единственное наше спасение — это Господь».

27 декабря 1932 года отец Владимир был арестован. Ему предъявили обвинение в частых богослужениях в языльской церкви, а также в призывах к верующим не оставлять церковь. По сфабрикованному ОГПУ «делу клириков и мирян церкви Преображения Господня села Языль» вместе с батюшкой были арестованы псаломщик, церковный староста и несколько прихожан Преображенской церкви.

На допросах батюшка открыто исповедовал веру в Бога, не скрывал недовольства политикой советской власти в отношении духовенства. Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «Да, я, как священник, будучи обречен на нищенскую жизнь, выражал недовольство политикой советской власти. В связи с тем, что в селе Языль нет священника, а там имеется церковь, я по приглашению верующих совершал в ней богослужения».

Семье он из тюрьмы писал: «Дорогая, ценнейшая жена и дети! Спешу поздравить вас с Новым годом, с новым счастьем. Дай Бог перенести вам все тяжести и скорби от злых людей и козней дьявола, восставшего истребить нас. Всевышний не допустит этого и поможет перенести нам все тяжести креста. Прошу вас не забывать Бога, от Которого зависит все». Последние слова этого письма звучат как завещание отца Владимира. Несмотря на всю тяжесть своего положения, он старался поддержать своих родных. Письмо было написано на клочке бумаги и производит такое впечатление, что отец Владимир писал его в спешке. До адресата оно так и не дошло.

Супруга отца Владимира София писала ему в тюрьму: «Дорогой Володя! Благодаря Всевышнему мы все живы и здоровы, того и тебе желаем. Поздравляем тебя с наступающим Новым годом. О нас не беспокойся. Напиши мне все подробно, а именно: за что ты обвиняешься и о чем тебя допрашивают... Может быть, тебе надо валенки или ватные брюки, то я постараюсь прислать... Была я в Слуцке; в ночь на 18 декабря у Архиерея (имеется в виду епископ Николай (Шеметилло). — Ред.) был обыск. Виделась в соборе с отцом Василием Степурой, он уже возвратился из ссылки...»

Письмо своей матушки отец Владимир также не увидел. Переписка между ними была спровоцирована органами НКВД с тем, чтобы получить дополнительные «улики» в неблагонадежности отца Владимира.

В письме Софии Хрищенович есть одно очень интересное свидетельство того времени. Оно касается чудесного явления, происшедшего в соседней с языльской — уречской церкви. Вот как описывала это явление матушка отца Владимира: «Когда я ехала в Слуцк, то мне рассказывали следующее: из купола уречской церкви выкатился клубок пламени и по воздуху перелетел за местечко на аэропланную станцию, где остановился. Тогда был срочно вызван полк солдат, который хотел было стрелять, но не решился. Какой-то солдат подошел к пламени и увидел, что вместо него оказалась по пояс женщина, которая сказала солдату: "Если меня ударишь, то я тебя ударю". Солдат обнажил шашку, а та женщина бросила на него горящими углями и исчезла, после чего солдата отправили в больницу. Этот факт несомненный». Позднее жители Уречья и окрестностей говорили, что в пламени явилась Сама Пресвятая Богородица. Рассказ об этом долго передавался из уст в уста.

Однако палачей случай в Уречье не остановил. Без суда и следствия 12 февраля 1933 года священник Владимир Хрищенович, псаломщик языльской церкви Василий Копаченя и ее прихожане Яков Половченя и Стефан Копаченя были приговорены к расстрелу. Вскоре после этого отца Владимира и всех приговоренных с ним расстреляли. Имущество расстрелянных конфисковали, а их семьи выслали за пределы Беларуси.

К различным срокам заключения были приговорены односельчане погибших: Семен Жук (к 10 годам концлагеря), Евсевий и Леонтий Половченя (к 5 годам концлагеря), Владимир Насович, Иосиф Корзун и Вера Сосиновская (к ссылке на три года в Сибирь). Таким образом, приход в Языле был уничтожен в корне.

28 марта 1989 года Прокуратурой Минской области Владимир Иванович Хрищенович был реабилитирован.

28 октября 1999 иерей Владимир был канонизирован Святым Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой Белорусской Православной Церкви. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году для общецерковного почитания.

Источник: obitel-minsk.by