Цитата дня

«Цель поста — чистое приобщение. Для того отцы и распространили поприще поста и дали нам время покаяния, чтобы мы, очистив и омыв себя, таким образом приступали к Таинству. Потому и я уже теперь громким голосом взываю, свидетельствую, прошу и умоляю — не с нечистою, не с порочною совестию приступать к этой священной трапезе, потому что иначе это не будет приобщением,.. но осуждением, мучением и увеличением наказания» (Св. Иоанн Златоуст)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Рассказ о Тите и Евагрии: если мы не успели попросить прощения
Эта поучительная история особенно актуальна накануне Прощеного воскресенья

Одно из слов древнего Киево-Печерского патерика, названное «О двух братьях Тите попе и Евагрии диаконе», учит любви и прощению. Преподобный Тит пресвитер, мощи которого покоятся в Ближних пещерах, входит в собор печерских святых. Посмертная участь Евагрия нам неизвестна – как написал автор патерика, «горе лютое ему, если  он ради святых Антония и Феодосия, прощения не получит».

Некоторые повествования Киево-Печерского патерика кажутся нам очень далекими от нашей жизни и ее насущных проблем. Мы живем в другую эпоху, не имеем веры святых отцов, не можем и представить себя подвизающимся в меру монахов древнего Печерского монастыря. Однако души наши подвержены тем же грехам и страстям, и рассказ о враждовавших Тите и Евагрии звучит все так же актуально, как и 800 лет тому назад.

Печерские монахи Евагрий-диакон и Тит-поп были духовными братьями, имевшими единодушие и любовь между собой. Затем братская их любовь сменилась враждой и ненавистью. В патерике не сказано о причине их раздора, но указан виновник – дьявол, ненавидящий всякое добро и вложивший в их сердца злобу. Враждовавшие братья не могли выносить даже вида друг друга. «Когда Тит шел с кадилом, то Евагрий отбегал от фимиама; если же не отбегал, то Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени во мраке греховном: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь при причастии».

Смертельно заболев, Тит послал за Евагрием, говоря «Прости меня, брат, ради Бога, что я напрасно гневался на тебя». Диакона же привели насильно к умирающему, чтобы он помирился с братом. Тит обратился к нему со словами «Прости меня, отче, и благослови». Евагрий сказал в ответ: «Никогда не захочу примириться с ним: ни в этой жизни, ни в будущей». Вырвавшись из рук старцев, он вдруг упал.

Присутствовавший при этом епископ Симон написал:

«Хотели мы поднять его, но увидали, что он уже мертв, и не могли мы ему ни рук расправить, ни рта закрыть, как будто он уже давно умер. Больной же вскоре встал, как будто никогда и болен не был. И ужаснулись мы внезапной смерти одного и скорому исцелению другого, и со многим плачем погребли мы Евагрия, рот и глаза у него так и остались открыты, а руки растянуты».

Тит рассказал братии, что, увидевши на одре болезни Ангелов, плачущих о его душе, и бесов, радующихся его гневу, он начал молить брата о прощении. Когда же тот не простил его, явился Ангел немилостивый с пламенным копьем, ударивший Евагрия. Титу же Ангел подал руку и поднял его.

Рассказ о Тите и Евагрии, имевших вражду между собою, завершается наставлением епископа Симона к брату Поликарпу:

«Берегись ее и ты, брат, не дай места бесу гнева: кто подчинится ему, тот и порабощен им. Но скорее пойди и поклонись вражду имеющему на тебя, да не будешь предан ангелу немилостивому, пусть и тебя Господь сохранит от всякого гнева. Он ведь сказал: "Да не зайдет солнце во гневе вашем"».

Наставление это обращено и ко всем нам, особенно в дни накануне Прощеного воскресенья.

 

Старший научный сотрудник
Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника
Елена Лопухина

Источник: pravlife.org