Цитата дня

«Господь, зная немощь человека и его склонность превозноситься, удерживает его и не дает ему быть в непрерывном подвиге совершенствования. Ибо если ты, когда приобретаешь нечто малое, надмеваешься и делаешься несносным для других, то тем более сделаешься несносным, если насытишься сразу всеми духовными дарованиями. Поэтому Бог, зная твою немощь, по Своему промыслу посылает тебе скорби, чтобы ты стал смиренным и усердно стремился к Нему» (Макарий Великий)

oshibki.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

  Любовь и покаяние

Митрополит Лимасольский Афанасий

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и поставил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2: 4–8). Бог, богатый милостью. Святой апостол Павел подчеркивает, что Бог сделал это по Своей великой любви. Бог любит человека, а когда Бог любит что-нибудь, Он не любит мерой. Он любит не только одну группу людей, конкретных лиц или конкретные слои населения, а любит всех людей одинаково. Бог не может одних любить, а других нет. Потому что если Он любит одних, а других нет, тогда это означает, что у этого Бога есть слабости, есть страсти, Он не неизменен и не абсолютен в Своей любви.

Но, как вы понимаете и как мы много раз об этом говорили, это как раз мы не любим Бога одинаково. Один любит Его на 30%, другой на 50%, третий на 70%, а четвертый на 99%. На 100% — не знаю, любит ли Его кто-нибудь. Думаю, только у Христа имелась эта мера как у Человека.

Бог есть Бог, богатый милостью. Бог богат, Он не беден, не злочестив, не скуп, не окаянен. Он по-настоящему богат — ведь есть много богатых людей, имеющих много денег, однако они им не радуются, не наслаждаются ими, а берегут их. Разумеется, деньги нужны, чтобы функционировали банки. Но, как говорит и Карагёзис, когда увидел хлебы на витрине булочной и спросил булочника:

— Дядя, а все эти булки твои?

— Да.

— Так что же ты их не ешь, а выставил на витрину?

Милый Карагёзис не мог понять, что они предназначены для продажи. Его логика простиралась лишь досюда.

У Бога бескрайне богатое сердце, говоря по-человечески. У Него нет скупости, Он щедро дает человеку Свою благодать, довольно лишь, чтобы человек искал эту благодать, хотел ее, преследовал ее. А что человеку нужно сделать? Открыть свое сердце Богу и сказать:

— Хочу! Я хочу стяжать эту Божию благодать! Хочу иметь общение с Богом, жить со Христом.

По сути, единственное, что мы можем сделать — и если можем это сделать, — это сказать: «Хочу!» К сожалению, наша воля и ипостась так слабы, что мы зачастую являемся пленниками наших страстей и грехов и не можем сделать почти ничего. Однако ищем Божией милости, и ее надо искать. Как мы не перестаем грешить, делать всё то, что делаем и что уязвляет нашу связь с Богом и отдаляет нас от Него, нашего Отца, так же нам нельзя прекращать искать Божией милости, милосердия, любви, прощения. Надо помнить об этом.

А кто из нас может сказать, что у него нет страстей? Поэтому надо помнить это тем из нас, кто является пленником многих страстей и работает на эти страсти. Мы их рабы, и у нас часто появляется помысл, который говорит нам: «Да сколько еще раз тебе повторять это, сколько раз говорить Богу, мол, “я больше не буду делать этого”? Ты всё повторяешь это, однако ни завтра, ни послезавтра не сможешь не сказать: “Ну, сказал я это вчера, а сегодня вот уже и забыл об этом”».

Я часто слышу об этом, и это происходит со всеми нами: не успели еще слова вылететь из наших уст, как мы уже забываем, что сказали Богу, и снова повторяем то же самое, те же падения. Тогда в какой-то степени естественно появляется помысл разочарования и отчаяния, который говорит тебе: «Ты ничего не делаешь, хотя можешь встать на ноги, хотя тысячи, миллионы раз говорил, что исправишься, каялся, плакал, сам себе стал мерзок из-за того, что делаешь, но, несмотря на это, опять повторяешь то же самое». То есть: «Что же ты делаешь, ты что, смеешься над Богом, над собой, ты, лицемер? Что ты делаешь?»

Эти помыслы, как бы правдоподобно они ни выглядели, не от Бога, потому что таят в себе отчаяние, безнадежность, обескураженность, тогда как помыслы от Бога могут быть помыслами, смиряющими нас, но они несут нам надежду.

Как мы говорим в молитве перед Святым Причастием: я, окаянный, не отчаиваюсь в своем спасении. А почему? Не потому, чтобы дела мои были такими, что дают мне дерзновение сказать: «Смотри, этот грех я раньше совершал по 50 раз на дню, а сейчас только 49. Ну вот, теперь у меня есть преимущество». Не из-за этого. К сожалению, там, где мы вчера делали это 50 раз, сегодня уже делаем это 60 раз, завтра — 70, а потом — 80 раз. То есть у нас идет вертикальный подъем. Как говорится ниже:

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2: 8–9).

 

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi