Цитата дня
Добродетель — свойство воли(Св. Григорий Богослов)
Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)
Таким храм может стать с Вашей помощью!
Почему святой Мартиниан стал ногами в костер, священномученик Харалампий благодарил палачей, а преподобная Мария понесла великий позор и воспитала чужого ребенка?
Иерей Андрей Чиженко
Православная вера – это чудо. И это Божье чудо совершалось, совершается и будет совершаться до конца времен. Сама победа Христа над диаволом, смертью и грехом ради нас – великое чудо любви.
Но также поражает, как Божьей милостью совершали чудеса веры такие же люди, как мы, ставшие святыми и вошедшие в Царствие Небесное.
К примеру, 26 февраля Православная Церковь празднует день памяти преподобного Мартиниана и двух преподобных жен Зои и Светланы (Фотинии), которых этот святой наставил на путь истинный.
Что мы знаем о преподобном Мартиниане? Жил в V веке в Палестине. Мартиниан посвятил свою жизнь всецело Богу, принеся ее в дар Возлюбленному Создателю. С восемнадцати лет святой вел отшельнический образ жизни. И вот развратные люди поспорили о том, что некая блудница Зоя совратит подвижника и он совершит блуд.
С этой целью под видом странницы женщина направляется в пещеру к Мартиниану. Была ночь, путница просила ночлега. И преподобный, исполняя древний закон гостеприимства, впускает ее. Зоя начинает действовать и пытается соблазнить Мартиниана. Для того чтобы выдержать и не впасть в искушение, святой разводит возле пещеры костер и становится босыми ногами в огонь. При этом говорит себе: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?»
С Зоей что-то происходит в этот момент. Ей открывается Небо. Подобно тому, как однажды в храме Гроба Господня преобразилась преподобная Мария Египетская, при виде Божьего человека Мартиниана – этого земного ангела – преобразилась и Зоя. Она бросает блудную жизнь и, слушаясь наставления Мартиниана, отправляется в монастырь святой Павлы, в Вифлеем, где в строгих монашеских подвигах ведет богоугодную жизнь и после своей кончины сподобляется от Господа святого венца.
А Мартиниан по выздоровлении отправляется на некий остров, где подвизается в отшельничестве. И вот однажды вновь ему доводится встретиться с женщиной. Девушку Фотинию выносит морская волна на берег пустынного острова на обломках судна, потерпевшего кораблекрушение. Святой Мартиниан ей помог. По совету святого и эта девушка осталась на острове, спасаясь, служа Богу, а Мартиниан, очевидно, чтобы вновь не было искушения блудной страсти, бросился в море и поплыл. Представляете себе? Без лодки, без весел! Просто предавшись воле Божией, бросился в море и поплыл.
Произошло чудо Божие. Дельфины его вынесли на берег. Мартиниан начал вести жизнь странника, пока не предал Богу душу в одном из афинских православных храмов. Фотиния также умерла после шести лет уединения.
Все трое – Мартиниан, Зоя и Фотиния – канонизированы Церковью в лике преподобных.
На этой седмице, 23 февраля, также был день памяти священномученика Харалампия, епископа Магнезийского (Северо-Восточная Греция, район Фессалоник), который пострадал за веру Христову. Кстати говоря, перед мученической блаженной кончиной он вымолил у Бога дар, чтобы там, где будут пребывать его мощи или где люди будут молиться ему, по заступничеству святого Харалампия Господь даровал молящимся и живущим в этом регионе спасение души, мир и земное благополучие.
Так вот, палачи терзали владыку Харалампия очень сильно. Но 113-летний старец был совершенно незлобив, мягок и добр. Он сказал такую интересную и даже великую фразу своим мучителям: «Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой!» Т. е. в мучении для него была и сладость, не сладость плотская извращенная, сладость мазохиста, но та святая сладость, которая дается как дар Святого Духа, когда человек сподобляется видеть Господа. А именно так и было со священномучеником Харалампием. Перед смертью ему явился Сам Господь наш Иисус Христос. Сам Бог унес душу праведника на Небо. Так повествует житие.
А 25 февраля, в день почитания Иверской иконы Божьей Матери, также празднуется и день памяти преподобной Марии, именуемой Марином, а также преподобного Евгения – ее отца. Они жили в VI веке в Вифинии (Малая Азия).
По кончине жены Евгений решил уйти в монастырь, естественно, мужской. Ему нужно было найти решение с дочкой. И он нашел необычный выход. Евгений выдал дочку за сына, назвав Марию Марином, и они оба поступили в монастырь. Понятное дело, что монахи думали, что Мария – это юноша.
Господь попустил святой Марии пройти через горнило испытаний. Выполняя монастырское послушание, Марии (Марину) пришлось заночевать в гостинице. Дочка хозяина гостиницы впала в грех блуда и оказалась беременной. В отчаянии, ища выход, она оклеветала «Марина», объявив родителям, что от «него» зачала ребенка. Разгневанный отец пришел в обитель после родов дочери и бросил ребенка (мальчика, кстати) под ноги «Марина». Тот взял ребенка и начал о нем заботиться, воспитывать его.
При этом игумен выгнал Марию, именуемую Марином, из монастыря. Преподобная Мария имела такое смирение, что никому не открылась, но, молча, приняла скорбь и понесла епитимью.
Через три года она вместе с ребенком была по просьбе братии снова принята игуменом в монастырь.
Еще через три года преподобная Мария мирно преставилась ко Господу. Соответственно, тайна ее была открыта. Игумен со слезами просил прощения у покойной. Раскаялся также хозяин гостиницы и его дочь, которая была наказана беснованием. После исповедания своего греха у гроба преподобной Марии она исцелилась от беснования. А «сын» «Марина» вскоре принял в том же монастыре иноческий подвиг.
И вот эти «образки»-жития святых нас с Божьей помощью назидают.
Женщина приходит к мужчине и сама отдает себя в его руки, но вместо того чтобы согрешить с нею, мужчина становится босыми ногами в горящий костер.
Иную девушку в мужском платье обвиняют в том, что она сблудила с другой девушкой, ставшей беременной. И вместо того чтобы открыться, оправдаться и разрушить этот нелепый наговор, Мария предпочитает понести тяжкий позор и заботу о ребенке.
А столетний старец радуется и благодарит, когда палачи терзали его тело железными крючьями, сдирая с него живьем кожу с головы до ног.
И, наконец, Иверская икона Пресвятой Богородицы, которая переплыла море, и старец преподобный Гавриил Грузин, пошедший по водам, чтобы взять ее.
Это всё жизнь по законам иного – горнего мира. Жизнь как чудо.
Жизнь во Христе – это чудо. И нужно поверить в него, войти в него, стать его сопричастником, и оно польется из тебя дальше в мир.
Однако главное, пожалуй, чудо состоит в том, что Отец выбегает навстречу израненному обнищавшему сыну, обнимает его и радуется тому, что «…был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:32).
Источник: pravlife.org