Страница 2 из 2
Этот вариант прочтения противоречит также свидетельствам Отцов Церкви св. Евсевия Кесарийского, св. Иеронима и других авторов Византийской эпохи, идентифицирующих Новозаветный Эммаус с Эммаусом-Никополем, а также древней традиции христианского паломничества в Эммаус-Никополь.
Благодаря своему стратегическому положению Эммаус играл на определенных этапах своей истории важную административную, военную и экономическую роль. Первое упоминание Эммауса встречается в 1-ой книге Маккавейской, главы 3–4, в рассказе о войне Иуды Маккавея против греков (II в. до н. э.). В эпоху Хасмонеев Эммаус стал стратегическим поселением в районе долины Аяалон и приобрёл статус регионального административного центра (центра топархии). Иосиф Флавий также упоминает об Эммаусе много
раз.
В период римского правления население Эммауса подвергалось гонениям за непокорность: в 43 г. до Р.Х. за неуплату налогов часть жителей была продана в рабство (Иосиф Флавий, Иудейская война 1:222), а в 4 г. до Р.Х. за участие в антиримских волнениях город был сожжен (Иосиф Флавий, Иудейские древности 17:291). В 4 г. до н. э. еврейские повстанцы уничтожили в Эммаусе отряд римских легионеров, и, призванный на помощь прокуратором Иудеи Сабином, римский легат в Сирии Вар подавил начавшуюся в Иудее смуту, предав при этом город Эммаус огню. Опустошенный римлянами, Эммаус превратился в небольшое селение, о котором и говорится в Евангелии от Луки. Здесь стоял дом Клеопы, в котором Иисус Христос преломил хлеб перед двумя Своими учениками. После поражения восстания Бар-Кохбы в первой половине II в. н. э. в Эммаусе поселились римляне и самаритяне.
Позднее, при христианском ученом и писателе Юлии Африкане, Эммаус был переименован в Никополь. Согласно историкам Византийской эпохи Юлий Африкан возглавил делегацию местных жителей к римскому императору Элагабалу, получившую для Эммауса статус города (полиса) и название «Никополь», которое он носил в конце римской и в византийскую эпохи.
«Название „Никополь“ было дано этому месту римлянами после взятия Иерусалима и победы над евреями» (Созомен, «Церковная история», книга V, гл. 21, PG LXVII, 180).
«Эммаус, откуда был Клеопа, упоминаемый в Евангелии от Луки. Сегодня это Никополь, знаменитый город в Палестине» (Св. Евсевий Кесарийский, «Ономастикон», 90:15–17, датируется 290–325 гг. н. э.).
В византийскую эпоху Эммаус-Никополь превратился в крупный город с епископским престолом. В эпоху крестовых походов возобновилось христианское присутствие в Эммаусе, византийский храм был восстановлен, но вместе с тем память о явлении Христа в Эммаусе начала совершаться и в других местах Святой земли: Ха-Моца (в 6-ти км. от Иерусалима), Кубейбе, Абу-Гош (в 12-ти км. от Иерусалима). Арабская деревня Амуас была заново идентифицирована как библейский Эммаус и римско-византийский Никополь в новое время трудами ученых (Эдвард Робинсон (Edward Robinson) 1838–1852, Герен (M.-v. Guérin) 1868, Клермон-Ганно (Clermont-Ganneau) 1874, Гиймо (J.-B. Guillemot) 1880–1887).
