Цитата дня

«Господь, зная немощь человека и его склонность превозноситься, удерживает его и не дает ему быть в непрерывном подвиге совершенствования. Ибо если ты, когда приобретаешь нечто малое, надмеваешься и делаешься несносным для других, то тем более сделаешься несносным, если насытишься сразу всеми духовными дарованиями. Поэтому Бог, зная твою немощь, по Своему промыслу посылает тебе скорби, чтобы ты стал смиренным и усердно стремился к Нему» (Макарий Великий)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

«Не скорбите, якоже и прочие не имущие упования»  (1 ФЕС. 4: 13)

Митрополит Лимасольский Афанасий

Многие задаются вопросом: почему Бог попускает смерть? Почему Бог попускает смерть рабам Божиим, иногда даже во время их служения Богу? Почему Бог не хранит их?

Прежде всего, мы должны понять вот что: тот, кто желает последовать за Христом, будет шествовать с Ним по одному пути. С того момента, как служитель Христов решится следовать за Ним, другого пути у него нет. Наше движение навстречу Христу есть путь подражания Ему. Христос Сам показал нам этот путь – не столько словами и Своим учением, сколько личным примером, и все желающие быть Его учениками должны следовать этим путем за Своим Учителем: «да последуем стопам Его».

Но может возникнуть и такой вопрос: а почему наша жизнь должна быть скорбной? Неужели Бог хочет, чтобы мы мучились, страдали и умирали? Несомненно одно: Бог никому не желает зла, Он не желает, чтобы человек страдал, Он ненавидит зло. Но страдание и смерть происходят, к сожалению, – и происходят потому, что человек отпал от Бога, падение первозданного человека внесло в нашу жизнь смерть – этого величайшего и последнего врага человека, по словам апостола Павла. Смерть уязвит каждого. Даже Христос, как Богочеловек, допустил смерти уязвить Его, и в какой-то момент Его ученикам показалось, что Он был сокрушен и побежден смертью.

Мы знаем, что Бог сотворил человека и поместил его в Рай блаженства, в место одновременно и духовное, и материальное, чтобы человек был счастлив и духовно, и телесно. Господь поместил человека в Рай, заповедав ему «возделывать и хранить его». Но, к несчастью, первый человек, поддавшись искушению лести, любопытства и наслаждения, пал через преслушание. Это была основная причина изгнания его из Рая. Человек сам нарушил свою связь с Богом, в то время как Бог, движимый любовью, предупредил Адама: в тот час, когда он вкусит плод от древа познания добра и зла, – смертью да умрет. Человек же захотел идти своим путем. Таким образом, он нарушил заповедь Божию, сначала умерев духовно, так как прервалась связь с Богом, а затем уже через множество лет скончался телесно. Адам стал свидетелем первой телесной смерти в мире – его первого сына Авеля, убиенного Каином. И уже через большой отрезок времени скончался сам. Первым скончался Авель, а не Адам – ему надлежало вкусить горечь первой смерти другого человека, а затем уже своей. С того момента все человечество подчинилось этому страшному и неестественному процессу – смерти. Человек стал смертен.

Прошло несколько тысячелетий, и в мир явился Христос, Который разрушил смерть Своим славным Воскресением из мертвых. Так как Христос непричастен греху, смерть не имеет над Ним никакой власти.

Какой путь и способ оставил нам Христос, чтобы и мы избавились от смерти? Путь Своих Крестных страданий и Своей смерти. Путь аскезы, в которой Он Сам, как Бог, не имел никакой нужды. Его смерть попрала смерть нашу, даровав нам воскресение и преображение тел в вечности. Душевная смерть была разрушена Воскресением Христовым.

Если мы принимаем Таинство Святого Крещения, сознательно участвуем во всех других Таинствах Церкви и в ее жизни, то после всеобщего воскресения из мертвых во Второе и славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа будет попрана и телесная смерть. Смерти с этого момента уже не будет. Тогда все люди, все роды, начиная от Адама и заканчивая последним человеком, воскреснут.

Сейчас же смерть является для нас фактом страшным и трагическим, чем-то неестественным. Мы изначально не были сотворены смертными, поэтому при виде чужой смерти всегда питаем к ней такое отвращение. Смерть для нас – настоящая трагедия, потому что она оскорбляет нас, созданных по образу Божиему и подобию. Каждый раз, когда умирает какой-нибудь человек, этим, можно сказать, оскорбляется Сам Бог, создавший человека бессмертным, потому что то, что создал Господь, – человека, диавол ухитрился испортить и повредить и предать тлению – не на веки вечные, конечно, но на большой отрезок времени.

Смотрите: явился в мир Христос, добровольно предал Себя на Крестную смерть и Своею жертвой разрушил смерть. А до Крестной жертвы смерть была страшна для человека, смертью же Богочеловека человек стал страшен для смерти. Поэтому в Пасху мы поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» Как пишет святой Иоанн Златоуст: «Никто да не боится смерти, ибо Спаситель нас избавил от нее!»

В тропарях панихиды поется: «Воистину страшно смерти таинство, како душа с телом насильно разлучается… Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту безобразну, безславну, не имеющую вида!» Так Церковь описывает трагедию смерти. «О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти?» И далее Церковь обращается ко Христу, разрушившему трагедию смерти и светом Своего воскресения освятившему катастрофу, привнесенную в мир смертью, так что с этого момента смерть из тирана становится для нас дверьми, ведущими в Царствие Божие, в котором мы будем дожидаться часа всеобщего воскресения из мертвых. Церковь в тропарях панихиды отвечает: «Воистину Бога повелением, якоже писано есть, подающего преставльшемуся упокоение».

Итак, смерть является неизбежным уделом всех человеков. Некоторые утверждают, что существенная разница – умереть в старости или в юности. Эти наблюдения поставляют нас перед реальностью настоящей жизни и жизни во Христе, потому что для всех очевидно, что у смерти нет предпочтения, перед ней никто не устоит, она забирает и праведника, и грешника, и богатого, и бедного. Если бы злой смертью умирали только грешники, тогда жизнь во Христе была бы таким счастливым времяпрепровождением. То есть если так думать, то получилось бы следующее: хочешь быть счастливым? – последуй за Христом. Это наивное заблуждение. И огромной ошибкой будет, если мы этому станем учить наших детей, говоря: «Веруй в Бога, чтобы Он хранил тебя, чтобы ты хорошо учился и твоя жизнь устроилась». Ни одному человеку Христос не обещал, что его жизнь будет легка и беспечальна. Но что сказал Христос? – Он сказал: «В мире скорбны будете, и поскольку Меня гнали, и вас будут гнать, на Меня клеветали, и на вас будут клеветать, Меня распяли, и вас будут преследовать даже до смерти!» Значит, однозначно: если мы хотим последовать за Христом, ни для кого из нас не будет исключения, все мы, ученики Христовы, будем подвергаться скорбям и этой трагедии человеческого естества, все мы последуем этому непреложному духовному закону.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi