Цитата дня

«Увлекает нас за собой поток временных вещей, но при этом потоке как бы выросло дерево – Господь наш Иисус Христос. Он принял плоть, умер, воскрес, взошёл на небеса. Он как бы согласился быть при потоке временного. Увлекает тебя стремглав этот поток? Держись за дерево. Закружила тебя любовь к миру? Держись за Христа. Ради тебя Он стал временным, чтобы ты стал вечным, ибо Он так стал временным, что при этом остался вечным… Сколь велика разница между двумя людьми в темнице, если один из них обвиняемый, а другой – посетитель! Иногда человек приходит к своему другу навестить его, и тогда, кажется, оба в темнице, но между ними большая разница. Одного держит здесь вина, другого приводит сюда человеколюбие. Так и в нашей смертности: нас держит здесь вина, а Христос пришёл по милосердию; Он вошёл к узнику освободителем, а не обвинителем» (блж. Августин)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Оля ехала на Причастие, но случалась авария. Мысли после похорон.
История, рассказанная протоиереем Николаем Данилевичем

На днях мы похоронили нашу прихожанку Ольгу. Она упокоилась в возрасте 51 год. Очень светлый и глубоко церковный человек был. И смерть ее хоть и была трагической, но особенной, не без присутствия десницы Божией. Думается мне, что ушла она в вечность готовой к встрече с Господом.

В прошлое воскресенье утром Ольга ехала в маршрутке в храм на Причастие. Случилась авария. Оля пострадала больше всех, отправили в больницу, была в коме. На какой-то краткий период она пришла в сознание, и первыми ее словами были: «Причастите меня срочно!» Но не успели, опять кома. В понедельник – на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – она преставилась. Хоронили в четверг, 7 декабря, в день памяти св. влмч. Екатерины.

Даже этих сухих фактов достаточно, чтобы верующему человеку понять, что есть в этом рука Божия. Ведь от нас не зависит как то, когда мы приходим в этот мир, так и время нашего исхода из этого мира.

Когда я узнал сначала о происшествии, а потом и о её смерти, мне сразу почему-то вспомнились слова Спасителя, сказанные Им во время Тайной вечери после причащения апостолов: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29).

Оля регулярно исповедовалась и причащалась. Ехала она и в то воскресенье на Причастие. А это значит, что она готовилась, читала соответствующие молитвы, наверное, поисповедовалась. Но Господь судил ей принять Причастие уже не в этой жизни, а в будущей. А точнее – встретиться с Ним не в Таинстве Причащения, а уже лично.

Вспоминается мне священническая тайная молитва на Литургии после Причастия: «...и сподоби нас истее Тебе причащаться в невечернем дни Царствия Твоего...» «Истее» в переводе с церковно-славянского значит «полнее». То есть в Царствии Небесном мы будем общаться, приобщаться к Богу как-то по-другому, более полно. Возможно, даже не через посредство хлеба и вина, которые претворяются в Тело и Кровь Господа. Мы ведь после своей смерти Господа Иисуса Христа увидим. Апостол Павел говорил: «Хочу разрешиться и со Христом быти».

Во время отпевания почему-то не было у меня глубокой скорби. Да, жаль, очень по-человечески жаль: больше не увижу её в нашем храме, её светлого и сосредоточенного в молитве лица. Нам будет Оли не хватать. Но ощущал я спокойствие и даже какую-то прикровенную и тихую радость. Ведь Оля ушла к Господу, Которым и с Которым она жила. А мы знаем, как она жила. Я её даже исповедовал и знаю немножко с другой, внутренней стороны её сердце. Тогда чего печалиться?

Один батюшка, который был на отпевании, в своём слове рассказал, что был недавно в Грузии. Оказывается, у грузин нет слова «смерть» и «умирать» в нашем значении. Они говорят, что человек «перешёл» или даже, если точнее, «дошёл» до вечности. Очень интересно. То есть мы уже на пути к вечности, мы уже идём. И рано или поздно каждый из нас дойдёт. Недошедших не будет. Вопрос: когда, как и в каком состоянии души.

Другой батюшка, настоятель кладбищенского храма, где и было отпевание, сказал прекрасную проповедь после окончания заупокойной литургии и до начала отпевания. Я в алтаре стоял и слушал её с огромным интересом. Вот несколько мыслей.

Почему люди умирают в разном возрасте и в разное время? Одни раньше, другие позже? Подобный вопрос задали какие-то люди св. Николаю Сербскому. И святой ответил на этот вопрос другим вопросом.

– А как вы думаете, какое яблоко падает с яблони первым?
– Спелое, созревшее!
– Вот, значит, человек дозрел до вечности. А время, когда человек бывает готовым к вечности, ведомо только Одному Богу.

И наша Оля созрела для вечности. Больше ей здесь делать было нечего. Такой вывод я сделал для себя.

Далее батюшка рассказал случай из своей пастырской практики. В одном из киевских роддомов родился ребёнок, прожил только два часа и умер. Успели покрестить. Спрашивается, зачем же он рождался? Для того, чтобы сразу умереть? В чем смысл его двухчасовой жизни? Оказывается, оба родителя этого малыша были наркоманами. И сам малыш, его рождение и его смерть настолько потрясли их, что они раскаялись в грехах своей прежней жизни, воцерковились и сейчас являются постоянными прихожанами одного из киевских храмов. Сам священник, говоривший проповедь, их лично знает.

Священник продолжает:

– Синонимом слова «ад» (ссылается отец на мысль Ф. М. Достоевского) является слово «поздно». Человеку, который попадает в ад, уже поздно каяться, он не успел; уже поздно творить добрые дела, он не успел; уже поздно любить, он не успел; уже поздно... все поздно. Вот и нам, пока ещё живем, пока не поздно, надо пользоваться возможностью.

Этот священник – мой бывший студент. Он не был отличником, учился средне, и вот каким хорошим священником он стал. Мне, преподавателю, было очень приятно его слушать, я учился в эти минуты. И был приятно удивлён и потрясён не только проповедью, но и храмом, организацией прихода. Браво!

А что ещё сказать об Оле? Есть предчувствие, что она в Царствии Небесном. Почему? Человек создан по образу и подобию Божию. Не хочу показаться дерзким, но это может означать, что и человек может что-то предчувствовать, о чем-то из планов Божиих «догадываться».

Когда хоронили о. Серафима (Роуза) в Америке, кто-то из присутствующих на отпевании потом вспоминал: «Когда запели “Вечная память”, мне захотелось петь “Величаем тя, преподобне отче наш Серафиме...”»
То есть сердце человеческое умеет чувствовать, или «угадывать», или «догадываться» о действиях Божиих.

Оля – обычная христианка. Работала, если не ошибаюсь, в санэпидемстанции. Для меня она является примером скромной труженицы и хорошей христианки. Да, она переживала, как и все мы, какие-то сложности, были у неё и свои печали. Но она все это переживала с упованием на милость и помощь Божию.

Это не панегирик и не надгробное слово. Это мысли вслух после похорон. Как определённый вывод из её жизни, а точнее – смерти, из всего того, что я увидел и услышал до момента её «дохождения» (груз.) до вечности.
Вечная память рабе Божией Ольге! Душа ея во благих водворится, и память ея в род и род!

Источник: pravlife.org

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi