Цитата дня

«Цель поста — чистое приобщение. Для того отцы и распространили поприще поста и дали нам время покаяния, чтобы мы, очистив и омыв себя, таким образом приступали к Таинству. Потому и я уже теперь громким голосом взываю, свидетельствую, прошу и умоляю — не с нечистою, не с порочною совестию приступать к этой священной трапезе, потому что иначе это не будет приобщением,.. но осуждением, мучением и увеличением наказания» (Св. Иоанн Златоуст)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вам, дорогие миряне
Слово боли, сострадания и надежды епископа N.

Наступает время, подобного которому не помнит наше поколение верующих Русской Православной Церкви. Да и не помнят такого наши отцы и деды. Хотя и не время наступает, кажется, а лишь какой-то период недолгий, но почему-то при этом он пугающей черной тучей затягивает духовное небо. Почему же? Почему у многих верующих появилась такая тяжесть и безысходность на душе вместе с этим карантином? От страха заразиться этой новой инфекцией, не выжить после нее? Нет, не поэтому. Может быть, от мысли оказаться изолированным дома, без дела, без обычного течения жизни, без интересной работы, активного досуга, без личного общения с друзьями? Нет, и не поэтому. Современный человек найдет замену всему этому на несколько недель или даже месяцев. А может быть, это страх остаться без средств к существованию для своей семьи, без продуктов, потерять в этот период насиженное место работы? Такие мысли могут, конечно, беспокоить, но нет, и они не поколеблют глубокого внутреннего понимания верующего человека, что Господь управит всё это земное Своими путями и «живы будем, не умрем» – проверено на опыте.

Так откуда же такая тревога? Почему так тянет сердце и так уязвляется душа?

Есть ответ на этот вопрос. Хотя и не все еще его осознали. Мы можем остаться без Христа. Без нашего любимого Господа Иисуса Христа!

***

«Да неужели?» – скажет кто-то. «Храмы открыты пока, Литургия совершается, можно приходить на богослужение, соблюдая нехитрые санитарные правила. Да и разве вообще можно нас отлучить от Христа?» – продолжит другой, ведь кто ны разлучит от любве Божия? Cкорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?.. Ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8: 35, 38–39). И будут, безусловно, правы вторящие словам апостола.

Так почему же скорбь, отчего же тяжесть и тревога?

Оттого, дорогие мои, что мы с вами привыкли жить Причастием.

Мы все, современные верующие Русской Православной Церкви, живем постоянным Причастием Святых Христовых Таин – и уже не можем жить по-другому. Нам невыносима даже мысль, что какое-то время этого не будет. Этим состоянием, этакой «духовной разбалованностью» мы отличаемся от наших святых предков, мучеников и исповедников века ХХ-го. Они были намного более строги к себе. Они от юности своей были настоящими подвижниками благочестия по сравнению с нами, верующими века ХХІ-го. В духовной строгости к себе и внутренней дисциплине, воспитанной в них тяжестью жизни и при этом редким и ответственным ритмом Святого Причащения, наши православные предшественники умели стойко переносить клевету, оскорбления, гонения, ссылки советского периода. От тяжести своего Креста они не впадали в отчаяние и неверие. При этом каждое Причащение Телу и Крови Христовым, случавшееся порой с ними очень редко, они умели нести в себе как драгоценный Дар многие годы исповедничества. И ничто их не могло разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8: 39).

Но не такие мы с вами, дорогие мои и близкие мои братья по несчастью и по немощи. Не такие мы. И Милосердный и Премудрый Господь прекрасно знает нас, современных православных. Но в то же время очень любит нас, таких немощных и слабых. Он вручает нам Себя в святых Тайнах незаслуженно часто. Он научил нас в ХХІ веке жить постоянным Причащением Тела и Крови Его, чего не было в практике прошлых веков нашей Поместной Церкви. Научил и позволил нам жить еженедельным чудом – освящением, исцелением, изменением нашего страдающего от греха естества. Чудо, которое каждый из нас видит в своем хрупком и нечистом сосуде человеческой души, незаслуженное и частое чудо – это Дар Божий нам, слабым, неверным и недостойным современным христианам. Господь хочет и нас тоже спасти вместе с нашими святыми предками – исповедниками веры и подвижниками благочестия.

***

И вот – у нас хотят отнять наше Святое Причастие, нашего Христа и Господа. Христа, Который только и дает нам силы жить в этом страшном и коварном мире, мире внешних опасностей и внутренних страстей. И именно этот страх – лишиться приобщения Телу и Крови Христовым – навис над нами черной тучей. И даже если мы это пока не осознаём, то наша душа уже это чувствует, начинает волноваться, метаться и тосковать…

***

«Но подождите, – скажет опять кто-то, – где вы видите эту опасность?»

Видим ее уже в Европе, в ряде Поместных Православных Церквей, в западных странах, где совершает служение наша Церковь. Эта опасность уже стала реальностью. Десятки тысяч православных мирян уже сегодня лишены возможности причащаться Святых Христовых Таин либо для них это крайне усложнено. Возможно, на очереди Украина.

Уже сейчас во многих украинских епархиях вынуждены совершать Литургию без участия мирян, за закрытыми дверями, а потом желающие причаститься миряне небольшими группами – по 10 человек, не более – могут зайти в храм на исповедь и Причастие… Пока так. Пока не введено чрезвычайное положение, о котором ежедневно говорят в СМИ. Наверняка, не за горами и Россия. Пандемия ведь, и первые звоночки зазвенели.

«Это ненадолго, – скажут нам. – На месяц-два, ну, на полгода максимум».

А вы, бывало, расставались со своей любовью на полгода? А с родителями на месяц-другой в 5–6–летнем возрасте? Особенно если были «домашним» ребенком? Тогда вы сможете понять, что предлагаете нашим верующим. А может, кто-то оставался в непроходимом лесу один на один с дикими зверями и ядовитыми насекомыми на месяц-два без палатки, одежды, средств защиты? Нет? Тогда ему не понять, каково остаться верующему человеку один на один с собой и своими страстями на месяц-два без Тела и Крови Христовых. Нет, вы не понимаете, о чем говорите.

***

К вам, дорогие миряне нашей святой Православной Церкви, обращаю сегодня свое слово боли и сострадания я, епископ вашей Церкви, от лица очень многих таких же епископов, священников и диаконов, которые состраждут вам в возможном предстоящем испытании. Мы с вами одного поколения, выходцы из одной среды. Мы с вами вместе делали первые шаги в вере и назидались советами одних и тех же духовников, одинаково радовались возрождению нашей Церкви и – каждый в меру своих сил – участвовали в нем. Мы вместе служили и молились на Литургиях, вместе причащались, вместе трудились постами и радовались в праздники.

Но сегодня мы можем на время оказаться в разном положении. Какими бы жесткими ни были правила карантина, чрезвычайного положения, комендантского часа, которые могут нас настигнуть в связи с этой пандемией, для нас, духовенства, Тайны Христовы и иные Таинства всегда могут оставаться доступными. Мы можем совершать Литургию на дому, причащаться запасными Дарами, совершать для себя и своих домочадцев другие Таинства. Но для многих из вас, наших во Христе братьев и сестер, карантинные правила могут сделать невозможным любой доступ как в храмы, так и в дома священников. Да, это будет не навсегда. Но это может случиться. И к этому нужно быть готовым. В какой-то мере это может стать тренировкой для Церкви перед тем страшным временем, описанным в Откровении, до которого, дай Господь, никому из нас не дожить.

Обращаюсь сегодня к вам, дорогие наши миряне, со словом сострадания и надежды. Какими бы ни были строгими правила чрезвычайного положения в странах, где совершает свое служение Русская Православная Церковь, мы, священнослужители, всегда будем искать любую возможность помочь вам, нашим мирянам, в духовной жизни.

При любом возможном случае мы будем пытаться доставить вам Святые Дары, принять исповедь и причастить. Мы постараемся всеми способами убедить руководство стран, в которых живем, дать возможность нашим верным приобщаться благодати Святых Таинств. А там, где, несмотря ни на что, сделать этого не получится, мы постараемся от всего сердца молиться. По-братски молиться о всех вас, чтобы Господь помог пережить, перейти этот тяжелый этап духовной жизни без Святого Приобщения.

Возможно, нам сейчас предстоит пережить время, подобного которому не было давно. Пусть оно будет и недолгим, но оно должно нас чему-то научить. Дай, Господь, чтобы наука эта отозвалась в наших сердцах искренней любовью друг ко другу, благодарностью Богу за великий Дар Тела и Крови Его, осознанием глубокого мистического единства всех членов Тела Христова: и мирян, и духовенства.

С любовью и надеждой,
епископ N.

2 апреля 2020 г.

Источник: pravoslavie.ru