Цитата дня

Не выдумывай себе своего Спасения, обрети его из духовного наставления (Афонский старец Симеон)

oshibki1.jpg

Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Подольск (Котовск)

Таким храм может стать с Вашей помощью!

Введение в категорию "Жития святых"

jitiya_svyatix_mВ данной категории представлены жития святых, почитаемых Православной Церковью. Со временем планируется выкладывать как можно больше различных житий святых. Жизнеописания стали назиданиями для других, желающих идти путем благочестия, воспоследовав земному пути Христа Владыки. Пути, который должен пройти каждый на этой земле, чтобы достигнув вечности, иметь достойную награду от Творца всех миров.
Православная церковь почитает праведников как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов.

В православии по лику святости различают следующих святых:

Апостолы - ученики Христа.

Блаженные - в Древней Руси наименование “блаженный” прилагалось к святым юродивым. В XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях (прежде всего, у католиков), в тех случаях, когда почитание их установилось до разделения церквей и тем самым признается православной церковью (ср.: блаженный Августин, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский и т.д.).

Бессребреники - разряд святых, особо прославившихся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры.

Благоверные - разряд святых из монархов, прославившихся своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры.

Исповедники , древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за открытое оглашение своей веры в Христа во время гонений; к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались – в отличие от мучеников – в живых.

Мученики страстотерпцы - пострадавшие от нечестивых единоверцев.

Новомученики - пострадавшие за веру в годы гонений на религию в XX веке.

Преподобномученики - православные святые, мученики из монахов. Возникновение данного лика святости связано с возникновением и развитием института монашества. Преподобномученики становились жертвами иноплеменников или своих соотечественников, как в период византийского иконоборчества. На Руси преподобномученики появляются еще в киевский период, например, преподобномученик Кукша, инок Киево-печерского монастыря, проповедовавший вятичам и убитый ими в 1113 г. Среди русских преподобномученников можно указать и на ряд святых иноков, замученных католиками, например, Афанасия Брестского (ум. 1648 г.) или Галактиона Вологодского (ум. 1613 г.). Сонм русских преподобномучеников значительно пополнился в годы гонений советской власти.

Преподобноисповедники - исповедники, принадлежащий к числу монашествующих.

Преподобные - разряд святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве.

Пророки - разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа.

Праотцы - разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианскою церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи.

Равноапостольные - наименование святых, особо прославившихся благовествованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру.

Святители - святые архиереи (епископы)

Священномученики - мученик, принадлежащий к священному чину (священническому или епископскому).

Юродивые - разряд святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, т.е. облик безумия, принимаемый ради “поругания миру”, радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внеположности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию.

Еще апостол Павел говорил: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных, их имена внесены в церковный Диптих1 на вечное поминовение.
Первые христиане записывали события из жизни первых святых подвижников. Затем эти повествования стали собирать в сборники, составленные по календарю, то есть, по дням почитания памяти святых. Над собранием житий святых много лет трудился святитель Димитрий Ростовский; написаны они были в конце 17-го века, издавались с 1711 по 1718 годы. Так же стоит вспомнить: Великие Четьи-Минеи святого митрополита Московского Макария, собиранию которых он отдал 12 лет. Прославлению угодников Божиих посвятили свой словесный дар известные Нестор Летописец, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет.


1 Диптих, списки имен, поминаемых во время литургии в древней церкви. В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих.