Цитата дня

В самооправдании гибель. Это голос бесов (Игумен Никон (Воробьёв))

oshibki.jpg

Житие Преподобного и Богоносного отца нашего Григория Синаита

Память 6 апреля с.с.

Горел желанием, как говорит писатель жития его1, всю вселенную обогатить знанием восхождения на высоту делания и созерцания, стремился он возжечь во всех пламенную любовь к этому восхождению... "Удивлял самих подвижников своею почти бесплотною ангельскою жизнью: пост его, бдения, всенощные стояния, непрестанные псалмопения и молитвы превосходили всякое описание. Казалось, он спорил с природою, желая вещественное тело свое сделать невещественным"...

А вот и слова самого Григория в ответ на вопросы об умственном делании, с которыми обратился к нему один из учеников его:

"Когда душа употребляет все свое усердие и подвизается посредством деятельных добродетелей, при должном рассуждении, тогда она низлагает все страсти и подчиняет их себе. А если страсти покорены, то ее окружают естественные добродетели и следуют за нею, как тень за телом; и не только следуют, но и учат ее и наставляют тому, что выше естества, учат как бы восхождении по духовной лестнице.

Когда же ум, благодатью Христовою, взойдет к тому, что выше естества, тогда просвещаемый Святым Духом, он простирается к ясному видению; тогда, сделавшись выше самого себя, по мере данной ему от Бога благодати, весьма ясно и чисто видит сущность вещей, и уже совсем не так, как умствуют о том внешние мудрецы, кидающиеся только за тенью вещей, а не старающиеся как должно следовать существенному действию природы. Ведь и Божественное Писание говорит: "посуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели" (Рим. 1:21—22). Потом душа, принявшая благодать Св. Духа, по причине множества видений, катя ей открываются, мало-помалу, оставляет прежние и переходит к высшим и Божественнейшим, как говорит Апостол Павел: "забывая заднее и простираясь вперед" (Фил. 3:13), — и таким образом, поистине отбрасывает всякую боязнь и страх и, прилепившись любовью к Христу, видит, что природные ее помыслы совершенно умолкают и, по писанию св. отцов, остаются назади. Достигнув безвидной и неизреченной красоты, она теперь, осияваемая сиянием и благодатью Св. Духа, беседует только с Богом, а просветившись этим беспредельным светом и имея стремление к одному Богу, она, по причине своего нового и чудного изменения, совсем уже не чувствует своего смиренного, земного и вещественного тела, ибо является чистою и светлою — без всякой примеси вещественного пристрастия, является существом собственно умным, каким был до грехопадения первородный Адам. Он, сперва, был покрыть благодатью беспредельного света, а потом, по причине горького преступления, обнажился от светоносной этой славы".

"Человек, через трудолюбивое упражнение в умной молитве достигший столь дивной высоты и увидевший ясно свое собственное устроение, в какое он пришел благодатью Христовою, уже увидел и воскресение души своей прежде чаемого общего воскресения, так что душа, очистившаяся таким образом, может говорить вместе с св. Апостолом Павлом: "в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю" (2 Кор. 12:2). Но вместе с тем душа и недоумевает, и изумляется тому, и взывает с удивлением: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим. 11:33)!

Светоносная жизнь в мире св. Григория светоносными лучами отразилась и в прославившихся учениках его: св. Герасиме, Иосифе, авве Николае, чудном Марке, Иакове, Аароне, Моисее, Лонгине, Корнилии, Исайи и Клименте.

И кто измерить все лучи, которыми жизнь праведников озаряет путь к небу для остального человечества...

 

1 См. жизнь св. Григория Синаита в "Афонск. Пат." изд. 4, ч. 1, стр. 322-341

 

По житиям Филарета Черниговского