Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki1.jpg

Жизнь святой благоверной царицы Тамары
Память 21 апреля с.с./4 мая н.с.

В Грузии народ питает исключительную любовь к двум святым женам — равноапостольной Нине и благоверной царице Тамаре[1]. За столетия, прошедшие с её кончины, эта любовь нисколько не ослабевает, да и не может ослабнуть, ибо святая Тамара не только возвысила Грузию во времена своего земного царствования, но и по смерти лишь умножила молитвы о страждущей родине, которая на долгие столетия оказалась ввергнутой в нестерпимый ужас исламского ига. Само правление благоверной царицы стало настоящим чудом и подарком для Грузии, так как именно в этой хрупкой, необыкновенно красивой женщине, грузины обрели лучшего своего правителя, справедливого и милосердного, не по-женски мудрого, но по-ангельски рассудительного. А главное, именно в ней обрели вечного, до самого Страшного Суда неусыпного молитвенника и предстателя у Престола Божия. До нашего времени дошло два крупных сочинения, в которых современниками святой царицы описывается её жизнь и царствование. Первое из них — «Жизнь царицы цариц Тамар»[2] — написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Басили Эзосмодзгвари[3]. В этом сочинении внимание уделено в первую очередь нравственному облику святой, что собственно и должно в наибольшей мере отвечать житийному жанру. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев»[4] — написано человеком более светским по духу, чем автор «Жизни царицы цариц», но также очевидцем большинства описываемых им событий[5]. Оно изобилует подробнейшими географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Вкупе оба этих произведения с достаточной подробностью воссоздают быт рассматриваемой эпохи. Все прочие сведения о жизни святой Тамары содержатся в отдельных сохранившихся указах и документах наподобие дарственных грамот. К счастью, оба сочинения были переведены на русский язык ещё в первой половине XX века, так что мы можем опираться на первоисточники, подробную информацию о которых можно прочесть в соответствующих статьях[6].

Детство и юность

Святая царица Тамара (1166–1213)[7] происходила из рода Багратидов, который по сложившейся грузинской традиции принято возводить к потомкам царя Давида. Автор «Истории и восхваления венценосцев» в самом начале своего повествования пишет о том, что будет «вещать “похвалу похвал” той, которая произошла от семени Соломона»[8], ибо она «вполне соответствовала своим предкам — Давидидам, Хосровидам и Панкратидам»[9].

Отцом святой Тамары был «царь царей» Георгий, внук знаменитого святого Давида Строителя[10]. Он много боролся с магометанами. При нём границы Грузии были ещё больше расширены, так что «ему приносили дары и братались с ним цари греческие, алеманские в Иерусалиме, римские, индийские и китайские; султаны же хварасанскне, вавилонские, шамские, египетские и иконийские служили ему»[11]. Бурдухан, мать святой Тамары, была красива и умна. От таких родителей и произошла та, которой надлежало стать украшением Грузии, да и всего Средиземноморья.

В 1178 году Георгий, собрав представителей семи своих царств[12], с согласия патриархов и всех епископов, вельмож, военачальников и полководцев, объявил Тамару царицей.

Через 7 лет, на Страстной Седмице 1184 года, отец скончался, и представители высшей знати пришли к Тамаре, чтобы та, будучи «по уму сознательной, разумной и знающей»[13], приняла царство в свои руки. Автор «Жизни...» так описывает юную царицу: «Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, ... приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор»[14].

Два замужества и утверждение на престоле

С самого начала своего царствования Тамара проявила недюжинный ум, озаботившись прежде всего избранием наиболее достойных лиц на должности везиров[15] и военачальников. За это время Тамара обеспечила епископов пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей. По сообщению летописца, «в ее царствование земледельцы сделались азнаурами[16], азнауры — вельможами, последние же стали властителями»[17].

Своими приближёнными она сделала Антония Глонистависдзе из Гареджи и двух сыновей амирспасалара[18] Мхаргрдзели: Захарию и Иванэ. Хотя по вере они были армянами, но весьма почитали православие, так что один из них — Иванэ — впоследствии «постиг кривизну веры армян, перекрестился и стал истинным христианином»[19]. В дальнейшем все эти люди проявят себя с лучших сторон.

Впрочем, не все оценили цепкий ум юной царицы. Некоторые из высших должностных лиц сговорились возвыситься ещё больше и не пропустить новых приближённых выше по карьерной лестнице. Министр финансов Кутлу-Арслан открыто предложил создать некое подобие парламента, которое занималось бы делами управления, а власть Тамары сводилась бы при этом лишь к формальному утверждению всех принятых ими законов. Царица задержала министра, за него вступились военные, но путем переговоров ситуацию удалось наладить[20].

В 1185 году по единогласному решению Патриарха, епископов и придворных, было принято решение найти юной Тамаре мужа. Для этого на Русь, «ввиду принадлежности русских племен к христианству и православию»[21] послали купца Зоровавеля. Приехав на Русь и познакомившись с Георгием, сыном святого мученика Андрея Боголюбского, «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания»[22], Занкан привез его в Грузию. Все одобрили выбор жениха, но Тамара, не по возрасту рассудительная, заявила: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Дайте мне переждать, пока не увидите достоинства или недостатки его»[23]. Но придворные настояли на своем, вынудили у нее согласие и устроили свадьбу.

Немного спустя опасения Тамары оправдались: наш соотечественник, увы, проявил себя пьяницей, совершавшим «много неприличных дел»[24]. Два с половиной года святая терпела пороки мужа, обращалась к нему через достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его. Но Георгий рассвирепел еще больше и стал совершать более губительные проступки. Тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями»[25]. В 1187 году Георгий поселился в Константинополе.

Благодаря природной красоте, уму и обаянию святая стала желанной невестой для множества царей и князей со всего света. Старший сын византийского императора Мануила чуть было не сошёл из-за неё с ума. Несколько султанов готовы были изменить исламу, только бы добиться её руки. Но Тамара оставалась непреклонной, т.к. по врождённой тяге к чистоте вообще желала оставаться безбрачной.

Однако придворные тревожились из-за отсутствия наследника, и только ради него святая согласилась выйти замуж в 1188 году за воспитанника своей тётки Русудан осетинского царевича Давида. Этот брак оказался удачным. В Давиде святая Тамара нашла прекрасного мужа и бесстрашного военачальника. Современники говорили о его способностях, что «этот Давид в течение одного года превзошел всех во всем, что исходит из рук человека»[26]. Вскоре Тамара родила наследника, которому дала имя деда Георгия, а затем и дочь, которую назвала именем тётки — Русудан.

Узнав о браке святой Тамары, русский князь задумал побороться за утерянный престол. Он отбыл из Константинополя и явился в страну Эзинкан. Там к нему присоединились многочисленные предатели. Собрав большую армию, они пошли войной на Тамару, но были разбиты в ночном сражении при реке Куре. Святая явила милосердие и никого из предателей не казнила, даже бывшего мужа отпустив на свободу[27].

Георгий дважды после этого пытался вернуть себе грузинский престол, но всякий раз был разбит преданными Тамаре вассалами.