Цитата дня

«Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин)

oshibki.jpg

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

svshm_faddey_uspenskiyГонения на Церковь продолжались. Власти отобрали Вознесенский собор, и архиепископ перешел служить в Покровский храм, а когда его тоже отобрали, ездил в церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Когда закрыли и ее, все воскресные дни и в праздники он служил за Волгой, в единоверческом храме на Волынском кладбище.

Тверичи искренне и глубоко любили своего архипастыря. Еще издали завидев его, люди останавливались и кланялись, а он просил остановить пролетку и всех благословлял. Возил его один и тот же извозчик Василий. Не раз, когда он подъезжал к дому архиепископа, к нему подходил сотрудник НКВД и говорил: «Не вози больше владыку, а то мы тебя убьем». Узнав об этом, владыка сказал: «Не бойся, Василий, смерти не надо бояться...» Не прошло и недели после этого разговора, как Василий скончался. Теперь архиепископ стал ходить в храм через весь город пешком, сопровождаемый келейницей.

В 1936 году власти пытались отобрать у православных последние церкви. Обновленцы ездили по Тверской епархии, требуя от настоятелей передать храмы им. Но духовенство, памятуя наставления владыки, не поддавалось ни на уговоры, ни на угрозы. 29 сентября архиепископа Фаддея лишили регистрации и запретили ему служение, но он продолжал служить в последнем незакрытом храме за Волгой.

В декабре митрополит Сергий назначил на Тверскую кафедру архиепископа Никифора (Никольского), но духовенство епархии по-прежнему сносилось с владыкой Фаддеем как со своим правящим архиереем.

Летом 1937 года начались массовые аресты, было арестовано почти все духовенство Твери и области. Следователи всех расспрашивали о владыке. После долгих и мучительных пыток священник села Ерзовка Митрофан Орлов подписался под клеветой на архиепископа Фаддеея. Показания против него давали и обновленцы.

20 декабря около восьми часов вечера за владыкой пришли. Перерыли весь дом, обыскивали до пяти часов утра, но ни денег, ни чего-либо ценного не нашли. Взяли панагию, кресты, потир, дароносицу, облачение, свечи, четки, духовные книги, тетради с записями, официальные циркуляры Московской Патриархии, фотографии, два архиерейских жезла.

— На что же вы живете? — спросил сотрудник НКВД.

— Мы живем подаянием,— ответил владыка.

На допросах он держался мужественно, отрицая обвинения в контрреволюционной деятельности.

Его поместили в камеру к уголовникам, которые всячески над ним издевались: подводили к стене и забирались к нему на плечи, чтобы достать до окна; измучив, заталкивали под нары и время от времени, наполнив консервную банку нечистотами, совали владыке это «кадило». Он с кротостью и смирением переносил все мучения и унижения и, лежа под нарами, непрестанно молился. Вступилась за него Сама Матерь Божия. Она явилась главарю уголовников и грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете». Наутро тот пересказал сон остальным, и они бросились под нары глянуть, жив ли еще старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет. Вытащив владыку, все просили у него прощения. С этого дня издевательства прекратились19.

Через десять дней после ареста Тройка НКВД приговорила высокопреосвященного Фаддея к расстрелу. Он был казнен около часа ночи 31 декабря 1937 года. Рассказывают, что владыку утопили в яме с нечистотами. Тюремный врач предупредила верующих, что скоро его тело тайно повезут на кладбище, и двум женщинам удалось быть при погребении. Весной 1938 года они перезахоронили владыку в простом гробе. В руку ему вложили пасхальное яйцо, на могиле поставили крест с надписью, но вскоре власти могилу ликвидировали.

С годами кладбищенский храм был разрушен, большая часть памятников и крестов уничтожена, и точное место погребения архиепископа Фаддея забылось. Однако 26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери, честные останки священномученика были обретены. В феврале 1997 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил архиепископа Фаддея к лику святых. Его мощи покоятся в Вознесенском соборе Твери. Как и при жизни, святой подает исцеления и утешает в скорбях всех, кто обращается к нему с молитвой.

Память священномученика совершается в день кончины, 31 декабря по новому стилю. В тот же день празднуется память его верной келейницы, мученицы Веры, которая была арестована через три дня после владыки, приговорена к пяти годам исправительно-трудовых лагерей и в 1942 году скончалась в заключении.



1 Впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. На Соборе 1917—1918 годов был избран первым кандидатом на Патриарший Престол. После эмиграции глава Всезаграничного Карловацкого высшего церковного управления. Скончался в Сербии 10 августа 1936 года.

2 Иеромонах Герман (Гомзин). Впоследствии схиигумен, настоятель Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Скончался 17 января 1923 года. См. о нем в «Календаре» № 1 за 2003 год, с. 23.

3 Священномученик Андроник, архиепископ Пермский. Память 7/20 июня.

4 Архимандрит Пахомий (Кедров) — впоследствии архиепископ Черниговский.

5 Впоследствии первый архиерей обновленцев, их лидер и идеолог, председатель ВЦУ. Затем провозгласил «автокефалию» своей собственной «церкви», названной «Союзом Церковного Возрождения».

6 В 20-е годы уклонился в обновленческий раскол.

7 Аверкий (Кедров), в то время епископ Острожский, викарий Волынской епархии. Расстрелян 27 ноября 1937 года.

8 Владыка Фаддей в крещении был назван в честь преподобного Иоанна Дамаскина. Всю жизнь он особенно чтил этого святого и являлся глубоким почитателем сокровищ церковной гимнографии, созданной этим подвижником. Во время последнего заключения святителя Фаддея Матерь Божия Сама вступилась за него, как некогда за преподобного Иоанна Дамаскина.

9 Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский. Расстрелян в 1919 году. Память 23 июня/6 июля.

10 Священномученик Агафангел, митрополит Ярославский. Память 3/16 октября.

11 Священномученик Кирилл, митрополит Казанский. Память 7/20 ноября.

12 Вера Васильевна родилась 14 февраля 1886 года в деревне Тамаровке Черниговской губернии. Отец ее, чех, работал у местного помещика объездчиком леса. Вера окончила двухклассное городское училище, выдержала экзамен на должность народной учительницы и с 1909 по 1923 год преподавала в сельских школах. В 1909 году, занимаясь на педагогических курсах во Владимире-Волынском, устроенных епископом Фаддеем, познакомилась с владыкой, который много ей помогал, а когда она тяжело заболела, выхлопотал ей направление в Крым для лечения. Недостающие на поездку деньги он добавил от себя. Когда в 1921 году владыку арестовали, Вера Васильевна вместе с прихожанами усиленно хлопотала о его освобождении, а в 1923 году, когда вернувшийся из ссылки владыка нуждался в помощи, поехала к Патриарху Тихону за благословением быть его келейницей. Давая благословение, Патриарх сказал: «Много скорбей понесешь».

13 Святитель Афанасий исповедник, епископ Ковровский. Память 15/28 октября. См. о нем в «Календаре» № 10 за 2002 год.

14 Святитель Василий исповедник, епископ Кинешемский. Память 31 июля/13 августа. См. о нем в «Календаре» № 8 за 2003 год.

15 Соколова.

16 Смиренный владыка этот крест не носил. Когда в Твери Вера Васильевна напомнила ему о подарке, он ответил: «Не надо, ни к чему». «Но вам же он дан, вам это положено»,— настаивала Вера Васильевна. В конце концов она нашила на клобук крестик из белой материи.

17 Священномученик Серафим, архиепископ Угличский. Память 22 октября/4 ноября.

18 Ныне протоиерей Александр Куликов, настоятель храма Святителя Николая в Кленниках в Москве.

19 Все эти люди остались живы, хотя некоторые из них были мобилизованы на фронт и прошли войну.


Источник: odos.ru

Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. Тверь. ООО «Издательский дом «Булат». 2001. С. 481—565.