Цитата дня

Явный грешник, грешник, впавший в смертные грехи, грешник, привлекший к себе презрение и омерзение человеков, способнее к покаянию того мнимого праведника, который по наружному поведению неукоризнен, но в тайне души своей удовлетворен собою (Свт. Игнатий (Брянчанинов))

oshibki.jpg

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

1 Вифсаида - город на сев. западном берегу Тивериадского озера, родина святых Апостолов: Петра, Андрея и Филиппа; его нужно отличать от Вифсаиды Юлии, на сев. -вост. берегу, близ которой было совершено чудо насыщения 5 тысячью хлебами (Лк.9:10).

2 Иордан - главная река в св. земле, протекающая вдоль ее, с севера на юг; она берет свое начало в отрогах Ливанских и Антиливанских гор и впадает в Мертвое море.

3 Иоан.1:36 - Наименование Иисуса Христа Агнцем Божиим указывало на то, что Он воплотился для принесения Себя в жертву за род человеческий.

4 Галилейское море или озеро называлось иначе Геннисаретским или Тивериадским; оно находится в северной части Палестины (в Галилее), имеет в длину около 30 в., в ширину около 8 в., чрез него протекает р. Иордан.

5 Вифиния - страна, лежавшая по берегам Черного моря, Босфора и Константинопольского пролива. С 75 г. до Р. Хр. она вошла в состав Римской империи и разделилась на две провинции, с главными городами: Бруссой (в древ. Прузиада) и Никомидией.

6 Т.е. - страны, лежавшие по берегам Мраморного моря.

7 Халкидон - город на Азиатском берегу Константинопольского пролива, ближе к Мраморному морю.

8 Византия - близ входа в Костантинопольский пролив, на Европейском берегу. С 330 г. император святой Константин Великий сделал этот город столицей своего царства и дал ему свое имя (Константинополь). Ныне - столица Турции.

9 Фракией называлась часть Балканского полуострова к северу от Македонии, Эгейского моря (Архипелаг ) и Мраморного, где ныне следующие земли: восточная часть Венгрии, Трансильвания, Бессарабия, Молдавия, Валахия, Болгария, Сербия и восточные части Румелии.

10 Страна к юго-западу от Фракии, по северо-западному берегу Эгейского моря.

11 Часть Средиземного моря - между Балканским полуостровом и Кавказскими перешейком, южным краем России и северным берегом Малоазийского полуострова.

12 Одна из величайших рек в Европе, берет начало в Средней части Европы, затем протекает чрез Австрию и по северной границе Балканского полуострова, с запада на восток, и впадает в Черное море.

13 Фессалия - страна на западном берегу Эгейского моря, отделявшаяся на север от Македонии цепью Олимпийских гор.

14 Еллада находилась в южной части Балканского полуострова, соединяющейся с ним Коринфским перешейком (ныне-Морея); на западе граничила с Ионическим морем, на востоке-с Ахаией и Аркадией

15 Ахаия - страна по южному берегу Коринфского залива.

16 Имея в виду местоположение называемых далее городов, нужно думать, что здесь разумеется Аминс или Амия, на южном берегу Черного моря, в провинции Понт, между устьями рек Галиса и Ириса; ныне он называется Самсун.

17 Город в провинции Понт, лежавшей по южному берегу Черного моря, между Пафлагонией и Арменией. Трапезунт находился при море, значительно восточнее Амиса.

18 Было несколько городов с этим именем в разных местах. Здесь нужно разуметь Ираклию на южном берегу Черного моря, несколько западнее упоминаемой далее Амастриды.

19 Город в Пафлагонии, лежавшей по южному берегу Черного моря, между Понтом и Вифинией, Амастрида - иначе Амастрис.

20 Город, входивший первоначально в состав Пафлагонии, потом Понта; он лежал на южном берегу Черного моря, на узком перешейке, который соединяет с берегом образуемый здесь морем небольшой полуостров

21 Город в Понте, где родился и около 240 г. был первым епископом св. Григорий Чудотворец.

22 Самосаты, иначе: Семисат, Симасат - Сирийский город при р. Евфрате, в верхней части ее.

23 Аланы - страна, населенная Сарматским народом того же имени, находившаяся в нынешнем северном Кавказе, между Черным и Каспийским морем, ближе к последнему.

24 Абаски - племя, жившее на запад от Аланов, ближе к Черному морю, и сообщившее название нынешней Абхазии.

25 Зиги жили по берегу Черного моря, в непосредственном соседстве с Абасками, к северу от них.

26 Здесь нужно разуметь Босфорское царство, на нынешнем Таврическом полуострове, близ Босфора Кимерийского (ныне Керченский пролив)

27 Т.е. - переплыл чрез Черное море к Фракийскому Босфору, где находилась Византия.

28 При Нероне (в 1 в.) Понт был обращен в римскую провинцию и разделен на три части: Галатийский, Полемонийский и Каппадокийский.

29 Скифией назывались земли, лежавшие частью на юг теперешней России, частью вокруг Каспийского моря. Точный границы Скифии на севере и востоке были неизвестны древним.

30 Наименование Херсонес прилагалось в древности ко многим местам. Здесь нужно разуметь народы, населявшие Таврический Херсонес (нынешний Крым ).

31 Протекает по югу теперешней России и впадает в Черное море.

32 Это - позднейшее наименование, происшедшее от славянского племени Русь.

33 Т.е.- поднялся вверх по Днепру до некоторого гористого места, на котором потом возник город Киев.

34 Пророчество это исполнилось: Русские приняли крещение от Греков и просвещены были церковными учителями, присланными из Константинополя.

35 Один из древнейших русских городов, на р. Волхове. Указывается предел движения Апостола на север от Киева.

36 Столица древнего Римского царства и нынешнего Итальянского королевства, при р. Тибре.

37 Эпир - греческая область по берегу Ионического моря, простиравшаяся на восток от горной цепи Пинда.

38 Нынешняя Морея, соединяющаяся с Балканским полуостровом Коринфским перешейком.

39 Иначе Патрас, - город при входе в Коринфский залив.

40 Т.е.- не имеющими за собой добрых дел.

41 Казнь чрез распятие считалась самою позорною; ей подвергались только рабы и вообще самые презренные и преступные люди.

42 Т.е.-будешь распят.

43 Т.е.-людей праведных, угодивших Богу.

44 Т.е.-спасете душевное. Образ речи заимствован из (Мф.16:25-26).

45 Иначе: находят.

46 Иначе: потеряно, пропало.

47 Разумеется древо познания добра и зла (Быт.2:16-17); называется оно так потому, что, вкусив от запрещенных Богом плодов этого дерева, человек совершил преступление.

48 Разумеется древо крестное, на котором Христос пострадал и умер, смертью (Своею) смерть поправ.

49 Сок одного растения, чрезвычайно горький на вкус и производящий одуряющее действие. Желчь, смешанную с уксусом, во исполнение пророчества (Пс.68:22), давали пить распятому на кресте Господу (Мф.27:34-48).

50 Т.е. - на жертвеннике, основанном по силе искупительных крестных страданий Господа.

51 Т.е.- осуждения на Страшном Суде.

52 Т. е. - вечных мучений грешников в аду.

53 Т. е.- обрящете ко Христу; когда будешь не в силах - перед самою смертью, при наступления смерти.

54 Выражение заимствовано из (1Тим.2:4).

55 Разумеется св. Константин Великий (324-337 гг.), впервые сделавший христианство господствующей верой в Римской империи.

56 Под ловлением разумеется привлечете свв. Апостолами людей к вере во Христа.

57 Под тростью здесь нужно разуметь удилище.

58 Пища-приманка, надеваемая на крючок при ужении рыбы (червь, насекомое, кусочек хлеба и т. п.).

59 Рыболов с удочкой садится обыкновенно на каком-нибудь камне, на берегу реки, близ воды.

60 Т. е.-благодатную.

61 Т.е. - восставшее против самого себя (образ речи заимствован из (Мф.12:25-26)). Здесь разумеется убиение Каином своего брата Авеля по зависти (Быт.4); в братоубийстве человеческая природа совершила преступление против самого себя.

62 Разумеется подвиг веры Авраама - принесение им, по слову Божию, в жертву своего сына Исаака (Быт.22).

63 Разумеется благословение первенства, принадлежавшее по рождению Исаву, но полученное, при посредстве обмана, Иаковом (Быт.27).

64 Разумеется ловление Бога патриарху Иакову в виде Таинственного Борца, для ободрения его в виду предстоявшей встречи с братом Исавом (Быт.32:24-32).

65 Разумеется зависть к Иосифу старших братьев его из -за преимущественной любви к нему отца (Быт.37:4 и дал.).

66 Разумеется пребывание Иосифа в Египетском рабстве, в конце которого он возвысился до звания высшего царедворца - первого, после фараона, лица в царстве (Быт.39-41).

67 Иосиф возвысился в Египте чрез истолкование, по особому откровению Божию, снов фараона (Быт.41).

68 Братья Иосифа приходили в Египет из земли Ханаанской, для покупки хлеба (Быт.42,43).

69 Жезл Моисея, который, особою силою Божиею, то обращался в змия, то возвращался к прежнему виду (Исх.4:1 - 5).

70 Купина - терновый куст.

71 Разумеются казни Египетские (Исх.7-12).

72 Разумеется чудесный переход евреев чрез Чермное море (Исх.14).

73 Столп огненный и облачный, шедший впереди евреев во время их странетвования, указывал им путь (Исх.13:21-22).

74 Жезл Аарона, чудесно прозябший в скинии в одну ночь, в знак Богоучрежденности священства Аарона (Чис.17).

75 (Исх.16).

76 Молитвою Иисуса Навина, желавшего удлинить день для окончательного поражения Хананеев (Нав.10).

77 Зачатие прор. Самуила (Самуил означ. "испрошенный у Бога") по молитвам бесплодной ранее его матери Анны (1Цар.1).

78 У Сарептской вдовицы, по слову прор. Илии (3Цар.17:10-16).

79 Разумеется взятие пр. Илии в огненной колеснице живым на небо (4Цар.2).

80 Разумеется воскресение мертвеца чрез прикосновение к костям умершего ранее прор. Елисея (4Цар.13:20-21).

81 Так называется в Св. Писании Иисус Христос (Иоан.1:1-14; Апок.19:13; Иоан.5:7). Основание такого наименования главным образом в том, что И. Христос сказал людям волю Божию (Иоан.15:16).

82 Т.е. - с Иисусом Христом, Божественная природа Которого непостижима и неизобразима.

83 По Божеству.

84 Сорная трава, встречающаяся на окраинах полей и между хлебными растениями (Иов.31:40).

85 Капищами назывались собственно языческие храмы, где стояли идолы. Но так как язычники любили строить их в тенистых рощах и лесах, то здесь ближайшим образом разумеются эти священные рощи.

86 Т.е. - воссиявшие над Апостолами в день св. Пятидесятницы (Деян.2).

87 Т. е. - помни, что ветхозаветное обрезание само по себе не может дать спасения человеку.

88 Рубища закона - ветхозаветный закон, изветшавший с пришествием Христа, т.е. утративший прежнее значение.

89 Иго письмен - т.е. постановления и предписания закона Моисеева, представлявшие из себя тяжелое иго для человека, в особенности потому, что закон не давал ему никаких благодатных сил для исполнения их, подобно тому как, напр., такие силы подаются в христианстве (2Пет.1:3), называемому посему, игом благим и бременем легким (Мт.11:30). При такой тяжести ига писанного закона, он, однако, не давал человеку радостного сознания спасения чрез него, не удовлетворял духовного глада человека (почему далее и говорится о гладе писмени).

90 Разумеются ветхозаветные прообразы, с большею или меньшею ясностью указывавшие на Христа, наприм., принесение Авраамом Исаака в жертву, явление Моисею неопалимой купины, пасхальный агнец, столп облачный и огненный, манна, прозябший жезл Аарона, медный змий, трехдневное пребывание прор. Ионы во чреве китовом и т.п.

91 Моисей пожелал видеть славу Божию. Но Господь сказал ему, что он не может видеть Лица Божия; затем поставил его в расселине скалы, покрыв пророка десницей Своею, и, когда прошел мимо, отнял ее; и Моисей увидел задняя Божия, т. е. - увидел Бога под каким - либо внешним образом или символом (Исх.33:18-23 и дал.).

92 Обычное в Ветхом Завете обозначение времени пришествия Иисуса Христа (Чис.24:14; Исх.2:2; Мих.4:1 и мн. др.).

93 Слово Христос употреблено здесь в общем смысле лица помазанного, т. е. призванного Богом к особому служению.

Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского

Система Orphus

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины

Наша газета

gazeta

Поиск

Вход

Обозреватель...

obozrevatel

Богословские тесты.

testi